***
Жил у нас во дворе, в соседнем доме, дядя Петя. Фронтовик. Инвалид.
В ту пору их ещё много было безногих и безруких, опалённых и неприкаянных, цепляющихся за жизнь и совсем опустившихся.
Дядя Петя точил ножи. Ездил по городу на деревянной тачке с наждаком за спиной. Ловко наводил ножи, ножницы, топоры и прочее.
Мы никогда не видели его пьяным. Чуть «припудренным» да, каждый день. Однако, дело такое, иногда вместо копеечки хозяйка чарку подносила.
Дядя Петя в таких случаях отставлял точило в сторону, просил полить ему на руки водой, тряпицей насухо вытирал руки, выпивал стопку, закусывал, чем предлагали: огурцом, кусочком колбасы с хлебом, хвостиком селёдки, благодарил и вновь принимался за дело, если были заказчики, если нет, прилаживал за спину станок, упирался в землю деревянными утюжками и ехал в другой двор.
Дядя Петя был аккуратен. Заштопанная, чистая, отутюженная гимнастёрка или, по погоде, вычищенная порыжевшая укороченная «шинелка», пилотка без звезды (кому-то из пацанов давно подарил) или тоже порыжевшая солдатская шапка.
Мы крутились возле дяди Пети, если он был во дворе и не занят. Он учил нас разводить костры с одной спички, различать голоса птиц, показывая голосом, читать следы животных, рисуя прутиком или пальцем в пыли. Да много чего узнали от него.
А потом дяди Пети не стало. Зимой не удержался на скользком спуске и угодил в озёрную полынью.
Кажется, весь город в тот день был в нашем дворе. Пахло снегом и горем.
На подушке, в ситцевой в цветочек наволочке, медали и два ордена Красной звезды.
Ещё долго при разногласиях решающую роль для мальчишек играли слова:
— А дядя Петя так говорил!
И споры стихали.
Я и сейчас вспоминаю дядю Петю, оцениваю свои поступки с его точки зрения. Размышляю, а смогли ли мы, вернувшиеся с другой войны, стать хоть чуточку такими, как наш сосед из детства?
Короче, Игоруня! Всё на твоей совести! Я чего-то там понаделал, ну и вот… Ага!
Тык поправил, чо ж….
Я когда с бабушкой и дедом жил, у нас рядом был продуктовый магазин. А рядом…сарай, не сарай… Называли его ¨штахетник¨. Там принимали бутылки и торговали спиртным за принесенные бутылки… И иногда там вспыхивали драки. Страшные, стихийные и кровавые. С дрекольем, поножовщиной, битыми бутылками. И потом вокруг палая листва стояла в лужицах крови. До первого дождя.
И вот туда приезжал такой дядька. В поношенном но чисто зашитом. Обрубки ног затянуты в кожаные чехлы.Ездил на такой тележке с колесиками из смазанных подшипниках (в городе было несколько ГПЗ) и деревянным ¨стукалками¨ которыми отталкивался от земли. Самый безобидный из всех этих….Просто пил, плакал и спал потом оплыв в этой тележке.
Нам пацанам было страшно и почему то интересно.
А потом мы стали отвозить его домой. Руки складывали впереди. Он был зафиксирован на тележке ремнями и его тянули за веревку пропущенную под грудью, придерживая за плечи. Тащили к нему домой. Там его забирала плачущая жена. Мужики-соседи заносили в квартиру на первом этаже….
Это тоже были разбитые зеркала моего детства.
Спасибо Серег!
Ну и вот. Ничуть не сомневался, что понятно написал. М-да.
Даже не просто понятно. Трогает струны отчего то. Интересно получается. Мы разные по сути, но всё таки есть такие вещи которые прошли через наши жизни одинаково.
К Игорю Спицыну как то приехали. Он нас водил в лес — там могила погибшего бойца НКВД в самом начале обороны Сталинграда. Игореха нашел потом его родственников…
И вот тоже сидишь с Игорем, дом стоит на том месте, где когда-то грохотала страшенная война, медсанбат стоял. У него за домом прямо братская могила. В лесу вот этот парень отдельно лежал.
Знаешь вот удивительная штука — люди боятся кладбищ. Мистика и прочее. А вот эти братские могилы….Совсем другое. Отчего то чувствуешь себя ….. с печалью, но отчего то защищенным…В надёже себя чувствуешь. Их спинами, их короткой жизнью и чувствуешь себя благодарным им!
И вот такие дяди Пети, безымянные. И что интересно, вот эти свои чувства детям нашим уже не объяснишь!
И оттого читаешь эту главу и сразу каааак нахлынет, разбередит душу и воспоминания….
Так и есть, братуха, так и есть.
Старею я наверное… Какой то словоохотливый стал. Но интересное это дело — библиотекарство электронное. Дооформление текста и что интересно, стал снабжать картинками — визуализировать. Конечно не сам рисую, но под текст начинаешь искать и такой краткий запрос — и рааааз. Вот картинка для твоего текста. То ли искусственный интеллект в поиске Яндекса хорошо работает, то ли сверху кто-то помогает. И вроде даже совпадает и навреное помогает читателю.
А может просто давно с вами не общался. Хотя бы вот так.