Начало здесь — ¨Поездка в Новороссийск. Часть 1¨
Не заметить его с набережной Новороссийска просто невозможно, потому, что корабль огромен. Он просто — огромен, строен, высок и красив. Когда мы вышли на набережную из ¨Парка Героев¨, я испытал то, что чувствует малолетний мальчишка увидевший что-то интересное перед собой. Боясь, что это сейчас исчезнет, крадучись, на носочках сандаликов, я…..
Впрочем это из детства. Но корабль, действительно красив и ладно, по мужски скроен. Корабль — борец, богатырь с широкими плечами — палубами, здоровенными ручищами — арт орудиями и тонок в талии — ватерлинии.
Я даже стал насвистывать песенку из детства. Помните? ¨Что тебе сниться, крейсер Аврора, в час когда утро встаёт над Невой¨. И разумеется мы пошли к нему.
Чем ближе мы подходили, тем больше и больше вырастал корабль. Пока не навис над нами своим бронированным бортом и высоченными надстройками.
Моя жена — девушка совсем небольшого роста, очень хорошего для мужчин. Все мужчины рядом с ней кажутся Гераклами. Вот она стоит в отдалении — метров двадцать — тридцать от борта. А корабль, нет не рыцарь, а добрый витязь из русской сказки улыбается нам из под богатырского шлема надстройки!
У самой кормы, увидели сходни и около них — вполне не морскую кассу с билетами. И что-то как торкнуло нас — поторопиться. Оказалось, что на корабль не пускают просто так. Экскурсия с экскурсоводом и как объяснили — из нынешних членов команды крейсера. Как я потому узнал при хрущевской оттепели, когда армию стали сокращать, часть вот таких крейсеров попадала под сокращение. Проще говоря, корабли вот эти — собирались резать. И сокращенная команда корабля состояла из …. 950 человек, вместо полной команды в 1500 человек. А сейчас на этом крейсере команда из 18 тертых жизнью и морями мужиков, которые и являются экскурсоводами по данному кораблю.
Впрочем прежде чем идти с нами на экскурсию нужно немного познакомиться с кораблём.
Разумеется для полноты картины, я своё повествование обрамлю во первых повествованием от другого блогера — ¨Крейсер-музей ´Михаил Кутузов — единственный уцелевший из легендарной группы крейсеров серии 68-бис¨
И ссылкой на сайт самого корабля — Крейсер ¨Михаил Кутузов¨
Полную информацию о крейсере ¨Михаил Кутузов¨ можно посмотреть в википедии, как впрочем и о самом Михаиле Илларионовиче Кутузове, ученике и соратнике Александра Васильевича Суворова. Это, к тому, что возможно, что кто-то не знает двух великих русских полководцев? По первой ссылке о крейсере дана информация о серии кораблей проекта 68-бис. Данная серия состояла из 21 корабля данного типа, но построено было только 14. Строили их на двух верфях. Те, что предназначались для Черноморского флота строились в городе Николаеве, в 50 е годы 20 го века. Тут хочу уточнить еще одну информацию. К моменту начала постройки серии крейсеров, со времён Великой Отечественной войны прошло всего пять лет. И в городе Николаеве, который был практически уничтожен войной, заложили в постройку серию легких артиллерийских крейсеров, которые имели 12 см, бронирование корпуса, длину 210 м, четыре башни по три пушки в каждой калибра 150 мм с весом снарядов под 100 кг и автоматической подачей снарядов в эти орудийные башни. Кроме этого имелись автоматические (которые могли использоваться как зенитные) 100 мм пушки, зенитные 37 мм пушки, зенитные , автоматические 23 мм пушки. И если приглядеться к кораблю, то этот ¨лёгкий артиллерийский¨ крейсер буквально ощерился ими во все стороны.
В общем, при взгляде на сам корабль начинаешь понимать, буквально и чуть перефразированную советскую песню:
Там, где пехота не пройдёт
И бронепоезд не промчится,
Тяжёлый танк не проползёт —
Не пролетит стальная птица!
В общем семейство этих крейсеров из 14 кораблей верой и правдой служили СССР с 50 х годов до 2000 годов нынешнего столетия. К примеру ¨Кутузов¨ в 1986 году, под развал Союза стал учебной плавбазой личного состава.А потом его вывели из состава ВМФ и……
Встал вопрос, а что делать с крейсерами? Ну и …. В общем как заканчивает жизнь корабль? На слом и переплавку! Вот к примеру судьба так называемого систер-шипа, то есть собрата ¨Михаила Кутузова¨, крейсера той же серии, под названием ¨Мурманск¨. Вот тут рассказ о его последнем походе, на утилизацию. Корабль затонул в результате в Норвегии, вернее не затонул, а ¨сел на грунт¨ и впоследствии всё же был разобран на части.
Последнее пристанище крейсера «Мурманск», бывшего гордостью советского флота
Как ржавый советский крейсер перепугал и озолотил норвежское захолустье
Ну и рассказ о самом крейсере ¨Мурманск¨
Ну а мы вернёмся к ¨Михаилу Кутузову¨. Он стал музеем ВМФ, но тем не менее так вот, как я говорил, просто так на крейсер не попадешь. Нужна группа — 10-15 человек экскурсантов.Стоимость на текущий год — 500 руб. Детский вроде 100 руб. А раз живём — эмоции это не расходы! Нас внизу собралось 9 и мы всё таки пошли, под предводительством ¨бывалого морского волка¨ 🙂
Экскурсия началась с кормы корабля. Сам корабль конечно железный, но часть палубы у него деревянная, для предотвращения скольжения по металлу и конечно часть этого дерева утрачена. На мой вопрос — ¨Отчего так?¨, экскурсовод тяжело вздохнул и как раз рассказал про разницу между 900 человек матросов и теми 18 человеками которые обслуживают корабль сейчас. В общем не успевают с покраской и всякими противокоррозийными мерами. Я в ответ тоже тяжело повздыхал, но не стал реализовывать свою мысль в стили — ¨Неужели в Новороссийске нет нескольких морских училищ, пусть даже торгового флота, для того, чтобы красить и драить и выполнять роль вахтенной вспомогательной команды¨?
Кроме этого, по деревянному набору палубы стояли направляющие по которым сбрасывали на установку в море морские мины и те же самые глубинные бомбы. Разумеется, что всё это в агрессивной среде Черного моря тоже ржавеет и выходит из строя!
Но корабль тем не менее подкрашивают.
Я кстати спросил, а отчего крейсер ¨легкий¨? По мне, как бывшему пехотинцу 152 мм никогда не казались через чур лёгкими орудиями и снарядами. Но оказывается — все же не 305 мм, как на линкорах тогдашнего флота СССР. Да, были у нас тогда и такие корабли.
Но как оказалось это еще не все. Крейсер имел на вооружении еще и ¨небольшие¨ 100 мм орудия! У них был большой угол возвышения орудия по отношения к горизонту и они могли стрелять так же как зенитки. Я даже поёжился представив себе алюминиевый самолётик попавший по залп 100 — мм ¨зенитного орудия¨!
Хочу обратить ваше внимание на белый колпак над этим орудием. Каждое орудие имело свою РЛС наведения на противника. То есть каждое орудие могло стрелять по своей цели!
Мне конечно было интересно увидеть механизм заряжания двух орудийной башни и я всё таки заглянул под брезент
Мало того, что орудия наводились на цель автономно, но и заряжались в принципе из специального погреба автоматически! Потом я покажу подающий механизм заряжания орудия! Причем напоминаю — орудий в этих башнях было по два!
Кроме всего прочего сам корабль был так же прикрыт кучей мелкокалиберных пушек от 37 мм, до автоматических 23 — мм пушек!
Впрочем, как я понимаю угол наклона этих орудий такой, что они свободно могут стрелять по быстродвижущимся морским целям тоже
Обратите внимание, как надёжно прикрыт орудийный расчет специальной надстройкой и практически круговым щитком пушки. В общем — ¨вооружён и смертельно опасен¨!
Ну а мы прошли мимо фок мачты корабля на которой кроме дальномерных и наблюдательных постов, так же расположены дополнительные радиолокационные антенны, встроенные в боевую информационную систему корабля. Кроме этого здесь же расположена специальная таль для спуска катеров — командира, замкомандира корабля и вахтенного офицера. И это кроме шлюпок для эвакуации команды!
А мы проходим грот-мачту и выходим к носовой батарее 152 мм орудий корабля.
На заднем плане видна трехэтажная, бронированная надстройка — рулевая рубка, центр управления, в том числе огнём и дальномерные посты. Всё это тоже в броне, хотя не такой как по бортам корабля! Напоминаю, что основное бронирование корпуса — 12 сантиметров!!!
Да! Стальная полоска за Натальей — это волнолом. Когда корабль зарывался носом, чтобы не захлестнуло орудийные башни устроены такие отсекатели из толстенного металла.
Ну а мы ступаем на бак корабля или носовую часть. Отсюда кастати хорошо видно какой корабль огромный и как высоко палуба находиться над водой и даже городом!
Ну а я позволю себе дать общий вид орудийных башен!
Ну, а мы пошли на первую палубу, на которой были расположены каюты командиров корабля, боевых частей и часть экипажа.
Тут нужно сказать, что ¨Михаил Кутузов¨ — это целый город. Одних лазаретов было несколько — от общих врачебных кабинетов, хирургических кают, госпитальных кают, кухонь, столярных, слесарных мастерских, орудийных казематов, цистерн топлива, радио рубок, навигационных постов. Всё это соединялось и работало сдублированными, надежными механизмами и электроникой!
В командирской компании нам рассказали про участие крейсера в разных военных конфликтах. При этом крейсер не сделал ни одного боевого выстрела по врагу. В Сирийском и Египетском конфликте было достаточно просто его появления и шевеления стволами 152 мм пушек. Конечно я шучу, но тем не менее в этих конфликтах крейсер осуществлял именно поддержку, своим появление. Кстати, что меня поразило — в кают- компанию, офицером пища подавалась из камбуза с помощью лифта!
А вообще все на крейсере было уютно, невзирая на железо вокруг!
Я конечно задержался — мне как инженеру по автоматизации было очень интересно. А экскурсия ушла дальше — в принципе день уже был окончен и наверное экскурсовод торопился.
Вот тут жили матросы и старшины основного экипажа. Мне стало интересно, а где обедал экипаж, если в кают-компании обедали офицеры? Оказывается тут же и ели. Садились на койки, выдвигались рундуки, специальные ¨бачковые¨ приносили баки с первым, вторым и чайники с чаем или компотом. Потом собирали и уносили мыть посуду. Да тесновато, но и основной экипаж был если не ошибаюсь 1200 человек матросов!
А вот тут готовили для матросов. Как я уже говорил для офицерского состава был свой камбуз с автоматической подачей через специальный лифт
Кстати обратите внимание на гирлянды проводов над головой. Я вспоминаю, что в юношестве работал на заводе в Ростове-на-Дону и там вязали вот такие жгуты по шаблонам, потом складывали в ящики и отправляли на судостроительный завод. Жгуты были толсты, перемежались с специальными волноводами — весили тонны! И тем не менее специальными укладчиками эти тонны проводов и волноводов укладывались в специальные короба и крепились к потолку!
Вместе с тем на крейсере были и бытовые комнаты, с утюгами для глажки морских клёшей и стрижки! В отличии от нас — пехотуры обыкновенной, моряки всегда имели особый шик и в форме и в выправке.
А мы покидаем первую палубу и выходим на основную палубу крейсера к рынде — колоколу. Рында это вообще особый ритуал у моряков. Звуком рынды, отбивалось текущее время. Называлось это — бить склянки. Нам бить не дали, но дали подержаться за рынду и заказать желание — говорят — оно обязательно сбудется!
Я тоже загадал! Но это моё желание — пусть оно сбудется! А мы еще раз посмотрели и потрогали надстройки старого корабля
Ну и конечно, герб страны в которой я родился и вырос — СССР!
Резюмируя экскурсию, могу сказать — мне было очень интересно. Интересно было и Наталье, хотя вроде бы девушка, зачем ей эти пушки, броня, боевой, старый корабль? Но было интересно и скорее всего еще раз приеду — обязательно пойду с экскурсией, только днём, чтобы увидеть и посмотреть больше!
Ну и чтобы не забыть про путешествие, купил пару значков — буду вспоминать о лёгком, артиллерийском крейсере ¨Михаил Кутузов¨. Ну и конечно очень хочется, чтобы его всё таки сохранили как нашу память и замечательный корабль прошлого.
А еще, пока верстался материал, поговорил с другом. Он моделирует корабли в компании которая делает игру War Thunder. И он мне прислал ролик с этим крейсером. Наверное, это здорово увидеть его в действии?
Да и под конец — вспомнил. В детстве была у меня любимая книжка, писателя Гаврилова Петра Павловича — ¨Егорка¨. Сейчас редко кто наверное и вспомнит его творчество. А зря. Мало того, что он сам моряк, подводник. Его книги написаны живым, хорошим языком и мне кажется в современном мире нашли бы своё место.
Например Егорка — история о маленьком медвежонке попавшем на флот случайно. Ну вот так — вышел медвежонок из леса к людям и попал на торпедный катер, эсминец, а потом линкор. Эх как я ее любил эту историю в детстве. Выложу здесь — она вроде бесплатная, хотя в конце и грустная — Егорка возвращается в лес. Почитайте детям, да и сами почитайте — отличная книга!
И ещё одна его книга — ¨На подводной лодке¨
Спасибо за рассказ. Интересно. Сам бы не пошёл на экскурсию такую. Но прочитал с удовольствием. Хорошо!
Я ж те говорю, для себя не мог найти рациональную сторону. Зачем эти репортажи. Вот долго, мороки много. А сейчас это и моя память, когда я еще туда попаду и тебе тоже интересно и кто то только собирается или вспомнит. Надеюсь, что полезно!
Очень интересно, Игореша!! Спасибо вам с Наташей за такую экскурсию.
Лен-прекрасная! Я очень рад, что тебе понравилось. Крейсер — потрясающе красив. Суровой, воинской приспособленностью к бою. А значит — красотой!
Да, теперь добром вспоминается эти пару часов на крейсере!Самому понравилось! Рад что я не один брожу по этому замечательному кораблю.
А с каким восхищением ты о нем рассказывал1!! Как о любимом друге)
Ленчик, конечно о друге. Ты знаешь, оружие вообще интересная штука. Оно дается тебе или ты его покупаешь с определенной целью. Конечно сейчас я не говорю о ком-то. Я буду говорить о себе. Достаточно долго оно (оружие) в прямом смысле спасало мне жизнь. Комвзвода сумел привить к нему уважение и любовь. И оно не подводило. И это просто автомат. Ну и прочее из мотострелкового взвода. То, что спасало жизнь мне и моим ребятам. Как можно было к нему относиться? С уважением за силу и с любовью как к другу. Так же относились и к БМП — Боевой Машине Пехоты. Хотя по дурости была другая аббревиатура — Братская Могила Пехоты. Но это по малолетству и скудоумию.
И вот я пришел на корабль. Корабль это отдельная песня. Насыщенная техникой по самый, как говорят моряки клотик. И со стороны кажется, что он живой. Потому, что в нем живут, управляют им люди.
Нам экскурсовод рассказывал, что при переговорах по Синайскому полуострову наша делегация прибыла именно на нем — «Михаиле Кутузове». Это был дополнительный аргумент. И все договоренности были подписаны и война была предотвращена.
Как к этому относится? К короблю, который как ушат холодной воды мигом охладил «горячие» и весьма воинственные головы.
Конечно, когда были там, я вдруг стал понимать насколько важно взаимодействие людей с самим кораблем, чтобы он стал грозным и страшным аргументом. Пробрало это меня до печёнок. Я знал на что способен мой взвод -30 человек. Знал всё — по плотности огня, воздействию. Но этот корабль….. Правда здорово. Замечательный корабль. С замечательной историей!