Вот такие новые кораблики на подводных крыльях получила и наша область. Замечательная штука. Была. В нашей Ростовской области из-за «станового хребта» в виде реки Дон, данный вид транспорта был самым распространённым. Казалось бы — чего там этот речно транспорт, если у всех есть свой автомобиль? А вот нет братцы. Например пойти в поход, где машину оставишь? Как к ней вернуться? Автотуризм штука такая. А собственно такая же проблема была и есть и для простых жителей региона, которые собственно просто пассажиры. Поехал в Ростов на автобусе из посёлочка. А там дорогу ремонтируют, там авария. Ожидание в пробке — час другой. И получается, что не так просто в другой город поехать — там свои проблемы.
В общем когда-то в Ростове-на-Дону был целый флот подобного типа кораблей. Стремительные «Кометы», «Метеоры», «Восходы»….Те кто постарше помнят и ту скорость и практически авиационный сервис, удобный салон, брызги на стекле! И конечно потрясающая скорость! Вот посмотрите на советский «Метеор».
Ну и если вам интересно, идите ниже. Но учтите — большое количество фото и даже видео материалов!
У советских судов на подводных крыльях были два дизельных двигателя и скорость под 70 км/ч. Причём ходили упорные слухи, что как всё в СССР те же катера на подводных крыльях были двойного назначения. То есть вот он пассажирский и вуаля — десантный катер на подводных крыльях!
Но время прошло. Все эти суда постепенно и как-то незаметно исчезли с рек. Остались только прогулочные теплоходики. Тоже старые и конечно не такие скоростные. Будете вы те же 40 км плыть полтора часа? Конечно нет. Остается автобус или своя машина или электричка которая ходит хорошо и по расписанию, но не везде есть железная дорога. Да и расписание например в тот-же Азов — три раза в день.
В общем будучи в славном городе Новороссийске, пару лет назад, увидели с пирса вот такое чудо природы и техники.
Я просто порадовался. Прямо вот вернувшемуся детству.
И вот в этом году уже у нас в Ростове заявили — покупают два судна на подводных крыльях «Валдай». Я себе в память на полочку положил — здорово, промышленность постепенно восстанавливается!
Ну и тут под весну пришло новое сообщение. Вот они «Валдаи», в количестве двух штук. Куплены, стоят у стенки. Предполагаются маршруты в славный город «Азов».
На самом деле небольшой, уездный городок с славным прошлом. Но о прошлом поговорим отдельно и чуть ниже.
Сейчас же разговор о «Валдаее». Разумеется, что мы сразу решили попробовать такое новое-старое средство передвижения. Интересно же. Правда, в марте объявили определённый мораторий на эксплуатацию данного судна. Ну объявили и объявили. И вот 27 апреля побежали мы на ростовскую набережную, чтобы успеть. Успеть, потому что рейсов пока всего четыре в день, а количество 46 человек. И нужно было успеть, чтобы попасть в число счастливых пассажиров.
Ну в общем успели, за полчаса до отхода стояли в небольшой очереди на пирсе перед бывшим ростовским речным вокзалом. Конечно, стоят люди и волнуются. Перед нами — стоит сам красавец на подводных крыльях.
Время подошло и на удивление перед нами выступил человек, которого я давно знаю. В нашем областном правительстве он занимал должность областного министра информационных технологий и связи. Пересекались с ним на разных региональных выставках по вычислительным технологиям. Но именно пересекались, а не «ручкались». Должность у него достаточно высокая, ну а у меня так — «инженегр — программист». Но приятный, представительный мужик.
Вот оказывается он и стал возглавлять транспортную компанию, к которой в эксплуатацию поступили первые два «Валдая».
Он и обратился к нам, как к первым пассажирам этого судна. И рассказал немного о самом «Валдае».
«Пока по Дону будут ходить два судна. В дальнейшем планируется увеличить количество судов, для полноценного восстановления пассажирского судоходства на Дону.
Эксплуатация и вождение судов подобного типа достаточно сложное дело. Мы утратили учебные заведения для подготовки капитанов и матросов для высокоскоростных судов с знанием особенностей эксплуатации данного типа судов.
Совсем дёшево не будет. Цена на пробный рейс 250 руб, при себестоимости 2000 руб с человека.
Планируют поднять в дальнейшем до 500 рублей за рейс и сделать комбинированный билет. Например в выходной день — 800 рублей туда и 500 рублей обратно.
Связано это с дороговизной диз топлива, коего корабль кушает раза в два-три больше, чем тот же автобус.
Предстоит много сделать, потому что в регионе остутствуют причалы и причальные стенки для подобного класса судов
Вы будете садиться с кормы, потому что нам запрещено сажать людей с носовой части — нет таких сходней»
В общем короткая, но эмоциональная речь.
Началась погрузка. Мы проходили по узеньким сходням, где матрос пробивал билеты через аппарат для банковских карточек.
Мы прошли в салон. Ввиду того, что стояли мы почти в хвосте очереди, и места нам достались в корме судна.
Но, удобные, авиационные кресла с ремнями, широкие обзорные окна, кондиционирование (чего не было на тех же метеорах). Очень светлое, современно и стремительное судно.
Вот Наталья например сразу устроилась у окна.
Я побежал посмотреть рубку капитана, но меня туда не пустили. Вернулся обратно сел и пристегнулся. Сразу обратил внимание на особенность. Все — же это судно, а не самолёт, о чём символизируют спасательные жилеты в нишах.
А судно тем временем стало отходить от стенки.
Тут я буду вставлять уже не картинки, а видео, потому как пытался передать через картинки, но показать стремительность движения не получилось. Только пар на воде.
Вот эти короткие видео
А вот это проплываем уродское создание нашего города ЖК «Белый ангел»
И вот мы — в Азове. На весь путь — 30 — 40 минут чистого времени. Шли тихо, спокойно, только иногда болтало от волн встречных судов.
Должен сказать о пассажирах — многие это туристы из других регионов России. Мы поговорили с женщиной, которая приехала из Самары. Это меня порадовало. Узнавать свою, родную землю — это очень и очень хорошо!
Вот, обратите внимание на трап в кормовой части судна. Конечно выходить через передний люк было бы удобнее.
Наталья попросила меня сфотографировать её на фоне красавца «Валдая». Он милостиво согласился.
Мы быстро попрощались с «Валдаем» и побежали к памятнику Азовской военной флотилии.
Честно скажу, сколько я здесь бывал, столько низко склоняю голову перед офицерами и матросами выстоявшими в ту тяжёлую пору. И памятник на меня всегда оказывает очень большое воздействие
Жалко, что до памятника не дошли руки у реставраторов. А памятник того стоит.
В том числе и потому, что несомненно Азовская флотилия оказала влияние на победы под Сталинградом и Новороссийском. Именно туда ушли корабли и многие из матросов и офицеров погибли вместе с кораблями.
Это фотография — попытка придать романтизма, сняв катер через ветви плакучей ивы.
Мы находимся на территории Азовского порта. Раньше, при царе Петре, именно здесь находились нижние валы крепости с выходам к привальным устройствам первого русского флота.
Вот так отсюда выглядит Алексеевский бастион крепости Азов
Вот эта гора, крепостной вал, выкопана вручную Петровской армией после взятия и разрушения турецкого Азака. На вершине видны три сторожевые будки на вершине вала.
Территория всей крепости достаточно обширна и тянется через часть порта и частной застройки. Поэтому от порта пойдём вверх по крепостному двору и посмотрим, что интересного есть в исторической части крепости.
Недалеко от катера стоит памятник Азовской крепости.
Вот такой монумент, собственно начало осмотра. Хотя, многие отвыкнув от водного транспорта приезжали в Азов другими путями и заходили через Алексеевские ворота.
Но начало осмотра, раньше начиналось отсюда.
А вот это — уже сам крепостной двор. Он конечно многое утратил. Был тут и свой пороховой погреб и плац для воинских артикулов. Но сейчас — вот такая зелёная площадка. Кстати именно здесь проходит каждый год тематический фестиваль «Азовское осадное сидение».
Это когда донские казаки захватили турецкий Азак и он несколько лет был столицей Дона. К сожалению, русский царь не поддержал казаков в войне с турецким султаном и казакам пришлось уйти из Азова взорвав укрепления и вывезя все ценное из оставленной крепости.
Ну а мы поднялись еще чуть выше и вспомнили Тану — греческий город, стоявший до турецкого Азака на этом же месте. и вот такие «катапульты» были основной артиллерией того времени.
Еще чуть выше и становятся видны Алексеевские ворота — главные ворота входа в крепость. Остальные ворота были обычные, деревянны. Вместо них не сохранилось ничего. А вот эти — уцелели.
Оглядываемся на порт и стоящий в пределах крепости судостроительный завод
Здесь конечно, всё дышит историей и древностью. И это дыхание усиливают вот такие стоящие фигуры русских витязей.
Подходим к Алексеевским воротам.
Тут расположен мемориал обоим взятиям Азова русскими войсками — донским и запорожским казакам и войску Петра 1.
Всё бликовало, было сложно даже рассмотреть отлитые буквы на плитах
Вообще, очень интересное место — этот мемориал
Вот памятная доска в память первому русскому адмиралу и фельдмаршалу Головину Фёдору Алексеевичу. Пётр Алексеевич Михайлов(Романов), при нём был в звании только капитана!
А вот это мемориальная плита «Во взятие Азова»
Теперь на вал подняться можно только оплатив билет — цена 50р. 100 руб за двоих. Около Алексеевских ворот установлен специальный модуль для охраны и касса. Мы не стали там спорить, оплатили и поднялись на вал.
Вид с вала на крепость и порт. Видна «Церковь иконы Божьей Матери Азовской». О ней расскажу чуть позже, но и ориентир она заметный, тем более купол колокольни у нее своеобразный и не похож на обычные православные храмы.
Ну а мы гуляем по крепостному валу, смотрим пушки и сторожевые вышки
Здесь как бы уложена кирпичная кладка поверх вала. Не знаю насколько аутентично, хотя наверное делать защитные сооружения из леса я бы тоже не стал. Нет леса как такового в Ростовской области. А вот глины под кирпич — ну сколько угодно. Отчего бы не обжечь и не построить?
Это вид на город через бойницу стены с вала. А вот это — интересный памятный знак. Здесь отражены все значимые крепости по югу России.
А это виды на крепостные рвы Азовской крепости
Это от Алексеевских ворот
И дальше к Дону. Каждый раз, когда стою здесь, думаю — сколько же труда нужно, чтобы вырыть эти рвы, потом засыпать их и вырыть заново? И это — тачками и лопатами!
Ну а мы постояв на стене идём к объекту знакомому мне с детства! Это Азовский пороховой погреб.
Раньше он находился просто в ограде на улице. Теперь тут сделали стандартный блок, кирпичный с кассой, небольшой исторической справкой, артефактами, лавкой всяких туристических ништяков, ну и охраной конечно.
При входе нас встречает планшет с разными сведениями и петровскими солдатами
Ну и конечно линогравюрами того как выглядела сама крепость во времена Петра. Фотоаппаратов то тогда не было!
И пушками конечно.
Нижняя пушка, которая маленькая до сих пор участвует в историческом фестивале «Азовское осадное сидение».
На выходе к погребу посетителей ожидает кормовой якорь Петровской галеры, поднятый со дна Дона. К сожалению я не удосужился его сфотографировать 🙁
Ну и сам пороховой погреб, который выглядит вот так.
Его конечно объявляют оставшимся от турок, еще с того момента, когда взяли русские войска крепость в 1698 году. Собственно об этом написано даже и в исторической справке внутри погреба. Но думаю, что это не так, потому как сама крепость несколько раз разрушалась дочиста. Но оставим это как некоторую историческую данность для посетителей.
Погуляем пока вокруг самого погреба, тут тоже достаточно интересная историческая композиция.
Во первых тут собраны половецкие статуи, которые устанавливались на курганах — могилах или использовались как «верстовые» столбы для выбора пути.
Их здесь много, некоторые пытаются восстановить даже формируя новую поверхность с помощью бетонной смеси. Но выглядит всё равно эффектно
А женщины выглядят очень эффектно и модно что-ли, глядя на нас через призму веков.
Или вот такой наряд!
Ну и конечно есть там курган, знакомый мне с детства
Именно так выглядело это в древности.
Ну и коллекция половецких жерновов, для переработки зерна. Да, конечно половцы были кочевниками. Но на одном мясе долго не продержишься. Меняли у соседей зерно на хлеб, каши. Ну как меняли, да и грабили конечно набегами.
В левой части от входа расположен ряд артефактов посвященных развитию Азовской крепости.
Вот так выглядела турецкая, одна из древних крепостей. Был большой период греческой экспансии под названием Тана — но как выглядела крепость тогда мне не известно, ровно как и монгольский период.
Она тоже развивалась своими укреплениями и на стенде отражено именно это. В центре — это та крепость, что брал штурмом царь Пётр. Причем на самом деле, это тоже свеже отстроенная крепость, потому что её брали штурмом казаки в 1637 году. В 1642 году крепость казаками была оставлена с полным разрушением. Был еще один, неудачный штурм крепости царём Петром в 1969 году, при котором крепость взять не удалось из-за невозможности блокирования Азова со стороны моря (отсутствие флота — Азовской флотилии)
И вот тут уже его, Петровская крепость Азов. Турецкую уничтожили полностью. Кстати Алексеевский равелин, по которому мы гуляли хорошо виден уже тут. Перед ним есть мост
И вот третья, последняя крепость по которой мы с вами с удовольствием гуляли.
Ну а так же интересны исторические атрибуты прошлого датируемые петровским временем
Например пушка найденная на территории крепости — в фас
и в профиль
Возможно она была повреждена (в казённой части это хорошо видно) и брошена при оставлении крепости.
Ну и носовой якорь русской галеры, кованый на верфи в г. Воронеже.
А перед пороховым погребом установлен бюст наверное самому известному русскому фельдмаршалу. Мы его очень хорошо знаем, но если кто не помнит — вот Суворов Александр Васильевич!
Ну мы ныряем в пороховой погреб! Вход находится в противоположном торце здания
Обратите внимание, что для хранения пороха был необходим сухой и прохладный воздух, для чего в погребе сделана собственная система «вентиляции и кондиционирования» того времени.
Вот и вход
И мы спускаемся по старой лестнице в погреб.
Здесь почти все как обычно. Только уменьшилось количество стендов с оружием. Но посмотреть есть на что. Это и дубовые стеллажи для хранения пороха.
И даже вот такая забавная инсталляция загрузки-выгрузки пороха
Ну и конечно атрибуты пушкаря того времени — банники, пробойники артиллерийские.
Ну и конечно — артиллерийские и солдатские мундиры того времени.
На месте диорама взятия Азова войсками Петра 1.
Внизу лежит разорванное орудие атрибутированное временем взятия Азова
Вот и оружие того времени. Правда в свое время тут стояло в том числе и коллекция холодного оружия того времени. Но сейчас ее нет. Скорее всего перенесли в музей.
Осмотр погреба теперь упростился, так как коллекций в погребе стало меньше. Зато увеличилось количество информационных стендов рассказывающих историю самого погреба.
Приведена здесь и история восстановления самого порохового погреба. Который к тому времени утратил свое прямое назначение и в нём хранили просто овощи.
Очень здорово, что удалось спасти ветерана Азовских походов!
Ну а на выходе я с удовольствием осмотрел фонари порохового погреба. Конечно они были необычными. Пожар в пороховом погребе это буквально смерть бастиона. Поэтому то безопасность в погребе всегда была на высоте.
И в очередной раз, полюбовался старинными, истертыми кирпичными ступенями? Сколько они видели?!
Вид у них конечно — просто ступени времени!
А на выходе меня нетерпеливо ждала Наталья.
И мы побежали на следующий объект — я бы назвал его крепостной двор. Несмотря на то, что это современный объект не имеющий непосредственного отношения к крепости, но там собраны достаточно интересные современные инсталляции и собранная коллекция быта того времени.
Ведет сюда такой интересный ход сверху, через переходную галерею.
Вот такие интересные башенки в стиле казацких сторожевых вышек с внутренним двором. Но антураж скажу я вам. При жаркой погоде здесь приятно ходить и виды отсюда!
Вышки, прикрытые стенные переходы. Хорошо сделано.
Вот например вид отсюда на церковь
Красиво!?
На стене в удалении лежит пушкарь. Тут у нас с местной смотрительницей произошёл спор. Она считала, что он ранен, я думал что он просто выпил и разморился по жаре. Здесь же еще кроме солнца, рядом сосны. Запах!
Но сделано все равно здорово. Мы посмотрели со стен вокруг и спустились в «крепостной» двор.
Вот видите фигуры стоят? Это не просто так.
Можно померяться ростом с самим Петром Великим.
Или примерить на себя обмундирование Петровской армии!
А вы стреляли из пищали?
Или вот такой образ!
Сурров однако! Жёсток! Настоящий солдат армии Петра!
Ну а дальше мы пошли смотреть по двору. Вот напоминание о том, что русская артиллерия — Бог войны.
Интересный стенд с информацией о пушечном деле.
И история навигацкого дела в России. Ну что ж, не вешать нос, гардемарины!
Очень интересно — крепостной быт с собранием интересных вещей, от стирочных приспособлений, до посуды, самоваров, весов и прочего. Стоит всё это на старинных столах и лавках. Причем то, что здесь выставлено, считается «трогательным» — то есть всё можно брать в руки!
Ну и мы тоже — посидели, отдохнули и послушали интересного человека — музейного сотрудника.
Отдельно, здесь оказался станок-наковаленка для печати….денег. Я не удержался и сделал себе пару «золотых»
Если сказать честно, то уходить отсюда — не хотелось. Уютно, прохладно, заходят редкие посетители чтобы сфотографироваться.
Ну а мы пошли к той церкви которую видели с крепостной стены.
Это очень интересная церковь. Она не относится к РПЦ, а является церковью РИПЦ (Русская истинно-православная церковь), отделившейся от РПЦЗ(В) (Русская православная церковь заграницей под омофором Митрополита Виталия) в 2002. Полностью называется так — «Церковь иконы Божией Матери Азовской Русский Истинно-Православной церкви»!
Внутрь мы заходить не стали, хотя сама церковь конечно красивая и непохожа на привычные нам православные храмы. Хотя с другой стороны и похожа на обычный православный храм.
Трудно сказать, но мне нравится. И каждый раз приезжая в Азов обязательно остановлюсь и полюбуюсь.
Кстати и людям судя по отзывам в интернете храм нравиться. Хотя конечно в Азове есть и другие старинные церкви.
Ну а мы посмотрев на церковь опять вышли в центр города к старинным торговым рядам. Цель была простая — поесть и отдохнуть
Кстати — Азов, город очень маленький и в принципе в центре города и совмещены все прелести этого южного городка.
Отдельно хочу показать вам Азовский краеведческий музей, являющимся одним из лучших музеев России. Он расположен напротив и является одним из архитектурных жемчужин города Азов.
Вот он. И конечно он расположен на улице (я бы назвал ее бульваром Петровским) Петровской.
И конечно же тут есть два памятника. Один посвящен юному Петру 1.
Второй — его воеводе Шеину Алексею Семёновичу. Хотя нужно сказать, что отношения с Петром 1 у него были сложные.
Ну а мы пошли любоваться интересными скульптурами расположенными на бульваре. Вот честное слово. Сколько приезжаю сюда, обязательно трачу время на прогулку среди этих скульптур.
И тут есть на что посмотреть. Азов — город смешения культур и наций.
Вот вам современная половецкая баба. И скиф — давний конник этих мест. Или как говорил класск -«…И друг степей, калмык…»
И запорожец — они являлись побратимами донских казаков и участвовали в взятии Азовской крепости.
А вот фигура донского казака.
И просто ангел — покровитель Азова
И вот такая русалка.
Красиво же?
Кроме этого в данном парке находился храм который разрушили в 1930 — е годы.
Около храма была захоронена одна из благотворительниц г. Азова. Кстати, что интересно. У нее характерная фамилия.
Насколько я помню, Тиммерман — голландец, один из корабельных мастеров Петра 1. Возможно случайность — но такая фамилия в России всё таки редкость
По аллее ведущей вниз, спускаемся к памятнику адмиралу Лазареву Михаилу Петровичу.
Для тех, кто не помнит кто такой адмирал Лазарев:
Ну и конечно приведена ссылка в википедию.
За памятником Лазареву расположена потрясающая обзорная площадка с видом на Дон. Дон в этом месте широкий, большое корабельное движение и конечно все это перемежается красивыми рощами и деревьями.
А мы спускаемся по ступенькам к городскому пляжу.
Куда ведёт красивый мост «анжинерной» конструкции
Мост правда очень интересный!
Конечно везде лодочные станции. Люди плавают, ловят рыбу. Низовья Дона
Ну а мы выходим на пляж. Дорога конечно требует ремонта. Но я думаю, что будет поток туристов, исправят все и здесь
И пока я иду купаться, Наталья прикорнула на солнышке.
Ну а мне достался Дон
Солнце
Плесы и камыш.
Красиво неимоверно! Отдохнув у Дона пошли на электричку.Постояли у местного родника. Оформлен он тоже интересно и аккуратно. Конечно местные вносят свои особенности.
Называется Феникс. Видимо из-за того, что восстанавливают его регулярно. Рядом вырезана голова лошади — все же казачий край.
Потом взбежали по лестнице вверх. Она очень красивая. Крутые склоны облицованы вот такими крепостными стенами
И наверху, за памятником Лазареву, открылся стоящий напротив него памятник неунывающему Ильичу
Он кстати «нетипичный». Не полноразмерная фигура как обычно. А вот такой — умно с щурившись он смотрит в донские дали.
А вот сбоку от него расположено прикольное кафе.
Подойди ближе и увидишь знакомых — Труса, Балбеса и Бывалого с рестораном «Кавказская пленница»!
На электричку успели во время. Тут нужно сказать, что в Азове тупиковый вокзал. Есть порт за счет чего и работает железная дорога. А вот до вокзала руки у РЖД не доходят. Пассажирских поездов нет. Только электрички и грузовые поезда. Поэтому он запущен. И зимой электричку приходится ждать на улице впотьмах.
Ну вот и подошла наша электричка. Народу не очень много, да и поезд в отличии от например Таганрогского направления совсем не новый. Но чистый, уютный.
Полчаса и мы уже в Батайске.
И выходим на нашем вокзале. Но дорога не отпускает — только пойди по дороге!
Да, отличный городок! Тоже всегда с удовольствием там бываю. Да и с тобой, Игорюня, пару раз точно были там.
И, да, конечно, по реке на «Валдае» — это ж совсем другое дело!
Да, бывали. И Верочка с нами и даже мелкий Вовчиг. Остались только фоты эти в униброме-бромпортрете 🙂
Да. Именно так! ) И Вовка на верёвочке! 🙂
Половецкие статуи — настоящее чудо истории! Вот тебе и кочевники — а сколько вкуса и умения! Спасибо, Игореша, за очередную экскурсию! И за знакомство с половецким искусством)
Мне самому понравились эти статуи, хотя если честно — ну его нафиг этих кочевников.
Сама поездка была тоже хорошая. Очень много информации. Я дае часть решил сразу не давать.
Позже сделаю прогулку по Азову. Просто прогулку.